| Интерактивная карта достопримечательностей Мурома | Муром - родина мурбургеров Муром – один из древнейших городов Руси. Впервые он упомянут в летописях под 862 годом. Сегодня эта дата считается годом «рождения» города. Хотя на самом деле к этому времени Муром уже существовал. Следы жизни людей на берегу Оки (в том время она была значительно крупнее), которые обнаруживают археологи, указывают на то, что люди жили здесь уже в эпоху палеолита - приблизительно 20 тысяч лет назад. Название города восходит к финно-угорскому племени «мурома», которое жило в бассейне Оки с I тысячелетия нашей эры. Мурома была восходила к древней и до конца не разгаданной городецкой культуре, носители которой были вытеснены скифами из Нижнего Подонья. Некоторые ученые считают, что именно о предках муромы писал еще античный историк Геродот, называя их тиссагетами. В отличие от других финно-угорских народов, существующих на территории России и поныне (мордва, марийцы, удмурты), мурома в X-XI веке была полностью ассимилирована славянами (с некоторыми вариациями ее судьбу разделили и такие племена как мещера, меря и другие). Как ни парадоксально, но название племени уцелело в названии города и в имени одного из самых его известных уроженцев – Ильи Муромца. Прогулку по Мурому стоит начать с памятника Илье Муромцу, который стоит в Городском парке. Если вы въехали в город со стороны Нижнего Новгорода или Москвы, проезжаете по объездной дороге до улицы Войкова, по ней нужно проехать до Московской и, не сворачивая, проехать еще вперед два квартала (это будет уже улица Куликова). По ней нужно повернуть налево, по улице Воровского и доехать до Первомайской. Вход в парк с Первомайской, чуть левее от вас. Если вы приехали в Муром на автобусе, то от автовокзала можно пройти тем же маршрутом, вокзал находится недалеко от перекрестка Московской и Войкова. Можно дойти до парка пешком и от железнодорожной станции, а можно взять такси – их в городе много. Как известно, до 33 лет Илья Муромец сидел сиднем на печи в своем доме в селе Карачарове (сейчас – пригород Мурома) , так как у него были парализованы ноги. Но в один прекрасный день мимо проходили три калики перехожие. Они попросили принести им испить зелена вина из погреба. Илья пытался отговориться, что, мол, ходить не может, но ему твердо сказали – встань и иди! И Илья, как ни странно, впервые в жизни спрыгнул с печки, спустился в погреб и принес старцам зелена вина. После чего его сгоняли за второй чаркой, но ее уже заставили выпить исцеленного. После чарки Илья почувствовал в себе такую силу, что был вынужден дать ей выход, выкорчевывая с корнем дубы и бросая их в Оку (один такой дуб лежит во дворе городского музея - дома Зворыкины). Тогда старцы али Илье выпить третью чарку, отчего силы убавилось вполовину и он стал способен держать себя в руках. Памятник Илье Муромцу поставлен на берегу Оки в 1999 году. Автор – скульптор В.М. Клыков (он же поставил около Исторического музея в Москве памятник Жукову). На постаменте сидят четыре грифона - символа защиты и охраны. Илья патетически вздымает в небо меч, предлагая постоять за Землю Русскую. Левой рукой он прижимает к груди крест.
Дело в том, что многие отождествляют Илью Муромца с реальным историческим лицом - силачом Чобитько по прозванию Чоботок, родом из Мурома, который под именем Илии принял постриг в Киево-Печерской лавре и в XVII веке (1643г.) был канонизирован. Из его погребения и взяты хранящиеся ныне в Муроме частицы мощей святого. Если стоять лицом к Илье Муромцу, то справа будет небольшая обзорная площадка, с которой открывается мягко обрамленный деревьями вид на церковь Николы Набережного. Иногда ее по той же причине местонахождения называют Николой Мокрым.
Как пишут на сайте muromru.ru, «Церковь … была построена в 1700-1717 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, решившего таким образом увековечить память о своем отце, служившем здесь в деревянной церкви. Сгорела ли эта деревянная церковь или была разобрана за ветхостью – неизвестно. По преданию, прежде на месте храма здесь, на высоком берегу Оки, стоял деревянный дворец Ивана Грозного.
От памятника можно не возвращаться обратно через парк, а подняться по Окскому съезду обратно к улице Первомайской и повернуть направо. Через метров пятьдесят вы выйдете к трехэтажному зданию – Муромскому историко-художественному музею.
До революции в доме обитала большая купеческая семья Зворыкиных. Больше всего из них стал известен Владимир Зворыкин – человек, который всего-навсего изобрел… телевидение. Да, благодаря мальчику, который в детстве бегал по этому дому и его окрестностям, сегодня в мире существует современная система телевещания. История В. Зворыкина подробно изложена в фильме Л. Парфенова «Зворыкин-Муромец» - рекомендуем обязательно фильм перед тем, как ехать в Муром. Кстати, мало где пишут про то, что в Муроме родился другой гениальный изобретатель – создатель цветной фотографии Прокудин-Горский. Правда, жил он в детстве не в самом Муроме, а в фамильном имении Фуникова Гора неподалеку. Жаль, что в его наследии не сохранилось фото Мурома (находящиеся на так далеко Владимир и Суздаль представлены довольно обширно). Около здания музея стоит полосатая ладья, растут цветочки и лежит фрагмент того самого дуба, выкорчеванного Илье Муромцем и заброшенного в Оку, откуда много лет спустя его и выловили. Выйдя из музея, идите вдоль здания направо, вдоль улицы Первомайской.
Обратите внимание на любопытную капитель у пилястр, обрамляющих ворота - между ионическими завитками размещен славянский символ солнцеворота.
Пройдя немного вперед по Первомайской, вы увидите два монастыря. Ближе к вам будет женский Троицкий, за ним – мужской Благовещенский. Свято-Троицкий женский монастырь был основан в XVII веке, в 1643 году стараниями муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным (утверждают, что прозвище пошло от торговли москательными товарами, в том числе красками). После того, как купец разбогател, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву, но родной город не забывал. Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. В 1918 году монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, в 1930-х годах здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались как склады и архив, потом – как сапожная мастерская и коммунальные квартиры. Но в 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Из села Пьянгус Меленковского района сюда была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского (1715 г.).
После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи муромских святых Петра и Февронии – покровителей семьи и брака. Согласно «Повести о князе Петре и деве Февронии», заболевшего муромского князя вылечила простая девушка, на которой он, по обету женился после исцеления.
Муромская знать воспротивилась княгине из простонародья, и супруги уехали из Мурома. Но после вспыхнувших междоусобиц, князя упросили вернуться на престол. Умерли Петр и Феврония в один день – 25 июня 1228 года. Вдоль белой стены Троицкого монастыря можно дойти до входа в Благовещенский.
Он был основан уже не по купеческой инициативе, а по повелению Ивана Грозного в середине XVI века.
В 1616 году, во время польско-литовского нашествия, монастырь очень сильно пострадал от войск пана Лисовского. Собор был разграблен и разорен, братия захвачена в плен. После окончания войны и смуты обитель начали восстанавливать не сразу, и снова не без милостей царского двора.
В соборе сохранился великолепный шестиярусный иконостас в стиле барокко, старейший в городе. Он был поставлен в соборе в 1797 году и сохранился благодаря тому, что храм не закрывался в советское время.
В 1716 году была возведена каменная надвратная Стефаниевская церковь. Датировка ее Сегодня монастырь действует, но одновременно он открыт для посетителей. Монахи ходят по территории, к туристам относятся спокойно-отстраненно. Только в разговоре двух шедших мимо иноков, обсуждавших какого-то общего знакомого, прозвучало внезапно – «Да что он, ходит, ходит, фотографирует, как будто турист…».
Как царапина, оставленная советской историей, между монастырями идет улица Красноармейская. Сначала это просто проход между двумя монастырскими стенами, потом он переходит в два ряда деревянных домишек.
Дойдем по Красноармейской до Ленина, повернем налево, и дойдем до Московской. По Московской свернем направо и пройдем один квартал. Коммунистическая символика сменяется литературной классикой. На углу улицы Льва Толстого можно увидеть Церковь Вознесения Господня. Она была построена в 1729 году, а первое упоминание о храме на этом месте относится к 1573-1574 годам. Каменное здание не отапливалось, поэтому службы здесь проводились только в летнее время, а для зимних богослужений рядом поставили «теплую» деревянную церковь в честь Иконы Владимирской Божией Матери. Шатровая колокольня – ровесница храма. В 1840 году на ней было 10 колоколов, в том числе огромный 200-пудовый колокол (около 3200 кг), отлитый на пожертвование почетных граждан Мурома Петра и Андриана Мяздриковых в 1830 году. Здесь можно выбрать варианты дальнейшей прогулки. От Вознесенской церкви можно пройти по Льва Толстого направо, до Красноармейской, а по Красноармейской налево, там можно увидеть Успенскую (Георгиевскую) каменную церковь, выстроенную 28-летним купцом II гильдии Дмитрием Лихониным, торговавшим юфтью (прочной мягкой кожей) в Петербурге. Спустившись по ул. Свердлова до Маркса, можно осмотреть Сретенскую церковь. Сретенская церковь была построена в 1795 году на средства купца 1-й гильдии Ивана Зворыкина, оного из представителей обширного купеческого рода Зворыкиных, давшего миру изобретателя телевидения. Церковь – одноглавая, с простыми украшениями, характерными для провинциальной архитектуры. Окна украшены фигурными наличниками с элементами позднего барокко, сам храм выстроен в формах классицизма. Церковь прославилась своей главной святыней – Животворящим Крестом Господним, который жители прозвали «Сретенским». Сейчас церковь почти полностью отреставрирована, в ней идут богослужения. Но это все один вариант прогулки. А если в ваши цели не входит обойти абсолютно все церкви в центре Мурома, то от Воскресенской церкви можно вернуться обратно на улицу Ленина и повернуть направо.
Через дорогу от себя вы увидите небольшой скверик, где вольготно расположились скульптуры местных авторов. На травке раскинулась отдыхающая дама, явно появившаяся на свет не без влияния Генри Мура.
Могучая лошадка несет на себе Илью Муромца.
Издали мне показалось, что человек с бородой несет небольшой лоток с только что вылупившимися дракончиками.
Но при более близком контакте выяснилось, что это Ной, загружающую очередную партию в свой ковчег.
Продолжая идти по улице Ленина, можно увидеть арку, заботливо украшенную одноименной надписью,
а также узнать, что любят муромцы и чем они гордятся.
На углу Ленина и Советской можно увидеть еще одну муромскую достопримечательность – водонапорную башню. Ее торжественное открытие состоялось 26 августа 1864 года. Средства на строительство водопровода и башни дал один из известнейших муромчан – Алексей Васильевич Ермаков, богатый купец и меценат, занимавший пост городского головы в 1862-1869 годах. Примечательно, что главным условием по передаче водопровода в городское пользование Ермаков выдвинул его полную бесплатность для горожан, а также запретил сдавать его под каким угодно видом в аренду.
Высокая кирпичная башня, совмещавшая в себе функции водокачки и пожарной каланчи, была украшена по верху затейливыми башенками и увенчана небольшой надстройкой со шпилем. Окна башни – в три ряда, с различными наличниками, отчего все сооружение производит впечатление не просто постройки для хозяйственных нужд, но и подлинного архитектурного памятника. Сейчас узорчатых башенок нет, от них остались только основания, но зато после реставрации в 1974 году на башне были установлены часы, игравшие мелодию «На Муромской дорожке».
На Ленина, Московской и Советской можно найти много мест, где есть возможность перекусить. Если есть желание попробовать экзотики, то можем посоветовать вам уникальное место – мурбургерную, где вы можете поесть свежих, аппетитных мурбургеров. Ну, как в Гамбурге придумали гамбургеры, так и в Муроме – мурбургеры.
Если вы чувствуете, что не созрели для экспериментов, можем порекомендовать кафе «Жар-Птица» (Советская, 6) – от перекрестка с башней нужно пройти направо метров 50. Недорого, съедобно и (что важно для маленьких городков) достаточно быстро готовится. Большой выбор блинов с разными начинками. Заказ нужно делать у стойки, летом несколько столиков ставятся на улице. Возможно, после пары порций блинов и бутылочки-другой пива вам уже и не захочется продолжать прогулку. Но если отдых только прибавил сил, то можно продолжить прогулку по улице Ленина в том же направлении и посмотреть еще один монастырь Мурома – Спасо-Преображенский. До монастыря можно дойти по улице Ленина, через пять кварталов свернув налево по улице Лакина. Примерно на половине пути можно сделать небольшой боковой ход, и дойдя до улицы Мечникова, повернуть по ней в сторону Оки (налево). На берегу реки, в конце улицы, можно увидеть то, что осталось от Козьмодамианской (Космодамианской) церкви – одной из древнейших в Муроме. По преданию, она была построена в 1565 году по обету Ивана Грозного, который на пути к Казани останавливался в Муроме и поклялся, что в случае успешного похода на татар построит здесь несколько каменных храмов над мощами своих родственников – муромских святых князей Константина, Михаила, Федора, а также Петра и Февронии. Космодамианская церковь, как гласит легенда, поставлена на том месте, где стоял царский походный шатер. Шатер церкви обрушился еще в 1868 году, и в 1901 церковь была накрыта временной крышей, которой суждено было стать постоянной. Реставрационные работы в церкви пока не ведутся. Когда рухнул шатер, вся церковная утварь была перенесена в Смоленскую церковь – мы сейчас прошли мимо нее, порка шли по улице Мечникова. Пока будем идти обратно, можно осмотреть ее чуть более внимательно. Вернемся на улицу Ленина и, повернув вскоре на Лакина, дойдем до Спасо-Преображенского монастыря. Возможно, что это древнейшая в России мужская обитель. Первое письменное упоминание о ней встречается в летописи под 1095/1096 годами, в описании гибели сына Владимира Мономаха, Изяслава, во время княжеской междоусобицы. В летописи сказано, что Изяслав был погребен в Спасском монастыре в Муроме (позднее оттуда перенесен в Новгород, в Софийский собор).
По легенде на том месте, где стоит Спасский монастырь, в конце Х века располагался княжий двор одного из первых русских святых – князя Глеба, младшего сына Владимира. Конечно, двор не мог обойтись без храма, и здесь стояла деревянная Спасская церковь. Возможно, вокруг нее впоследствии и вырос монастырь, носивший изначально название «Спасский на бору».
Спасским монастырем мы заканчиваем нашу прогулку по Мурому.
Источники:
1. http://ru.wikipedia.org (Статьи «Муром», «Мурома», «Илья Муромец»).
2. http://www.kominarod.ru/finno-ugry/nations/Muroma/ (о народе «мурома»).
3. http://www.muromru.ru/ (о монастырях и церквях города).
4. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/byliny.txt (былины об Илье Муромце). Спасибо BonAventura за разрешение на публикацию, оригинал тут http://bon-a-ventura.livejournal.com/13298.html#cutid1 |
|
|