| Интерактивная карта достопримечательностей Мурома | История Мурома Часть I. IX-XVII века
С древнейших времен до XV века. Муром – один из древнейших русских городов. Впервые как город Муром упомянут в летописях под 862 годом, эта дата и считается годом «рождения» города, хотя, конечно, на самом деле к этому времени Муром уже существовал. Следы жизни людей на высоком берегу Оки (а в том время она была значительно крупнее), которые обнаруживают археологи, указывают на то, что люди облюбовали эти края еще в эпоху палеолита, приблизительно 20 тысяч лет назад. В VIII-IX веках здесь расселилось финно-угорское племя муромá, которое постепенно ассимилировалось со славянами, пришедшими в IX веке в эти края. Финно-угорские племена были широко расселены по территории современного Поволжья и средней полосы России и были окончательно ассимилированы со славянами только в XI-XII веках с установлением владычества русских князей. До этого же племя мурома имело самобытную и яркую культуру. Оно неоднократно упоминается в скандинавских сагах и древнерусских летописях, так как находилось на стыке путей из Скандинавии в восточные земли. Память о этой народности сохранилась в немногих археологических памятниках, но гораздо лучше – в необычных названиях рек, холмов, озер и территорий. Судя по всему, славяне с муромой жили мирно, даже захоронения у них находят общие. Название исчезнувшего племени сохранилось в имени города – Муром. В Муроме было вечевое правление, как в Великом Новгороде. В 988 году Муром получил из Киева первого своего князя – Глеба, сына киевского великого князя Владимира Святославича. Если говорить точнее, то Глеб был наместником своего брата, Бориса Ростовского, в чей удел в то время входил Муром. Глеб был христианином, а население Мурома в то время составляли главным образом язычники. Свой княжий двор молодой князь поставил в стороне от города, там, где сейчас находится Спасский монастырь. Позднее, в 1015 году, Глеб, выехавший из Мурома в Киев после известия о тяжелой болезни отца, был убит людьми Святополка Окаянного (версии этого убийства различаются между собой, и по некоторым исследованиям считается, что братьев Бориса и Глеба убил не Святополк, а Ярослав Мудрый, другой их брат). Глеб стал первым Муромским святым, его мощи были найдены и перенесены в Вышгород в 1020 году. Так уже покоился и князь Борис. Точная дата канонизации неизвестна, но скорее всего это был 1072 год. После смерти Ярослава Мудрого Муром находился под властью его сына, черниговского князя Святослава. Город богател, в нем бурно развивалась торговля, чему немало способствовала широкая судоходная Ока. В эти годы, приблизительно в конце XI века, в Муром прибыл князь Константин с сыновьями Михаилом и Федором, с супругой Ириной. Константин намеревался упрочить в Муроме влияние христианства, но первой же жертвой язычников пал его сын Михаил. В конце концов, благодаря чудесному знамению – светящейся иконе Богородицы, - Константин смог убедить язычников креститься. Константин, Михаил и Федор канонизированы, их мощи покоятся в основанном князем Благовещенском монастыре. Однако город, расположенный на самой границе русских земель, не раз становился центром сражений, не раз подвергался нападениям врагов. За право владеть Муромом сражались и сами русские князья. Известно о битве Олега Святославича с Изяславом, сыном Владимира Мономаха. Изяслав был убит и погребен в Спасском монастыре. В течение XII века муромская дружина принимала участие в 16 военных походах, упомянутых в летописях: против половцев, волжских болгар, Киева и Новгорода… Скорее всего, походов было значительно больше. В начале XIII века городом правила самая известная супружеская княжеская чета – Петр и Феврония. Согласно «Повести о князе Петре и деве Февронии», заболевшего князя вылечила простая девушка, на которой он, по обету женился после исцеления (хотя и не сразу). Муромская знать воспротивилась княгине из простонародья, и супруги уехали из Мурома. Но после вспыхнувших междоусобиц, князя упросили вернуться на престол. Умерли Петр и Феврония в один день – 25 июня 1228 года. Их мощи покоятся в Троицком женском монастыре. Сегодня поклониться мощам Петра и Февронии едут многие молодожены, надеющиеся на крепкий брак. В 1239 году на Муром напали татары. Город был полностью выжжен и разорен. Ордынские баскаки постоянно взимали с уцелевших жителей дань, в конце XIII века город снова разграбили и сожгли. Постепенно жизнь в Муроме замерла, большинство жителей прятались в глухих лесах (на «Чаадаевском городище»). Только весной 1351 года князь Юрий начал постепенно восстанавливать запустевший город. Муром попал под власть усилившейся Москвы и окончательно утратил былую самостоятельность. Он стал пограничной крепостью Московского княжества, а здешняя дружина ходила во многие походы в составе московских войск.
Походы московских князей. XVI век. В XVI веке жизнь в Муроме наладилась, однако город по-прежнему был дальней окраиной государства. Сюда московские великие князья стали ссылать непокорных новгородских бояр, не желавших мириться с ослаблением своего города. Так, здесь жил сын знаменитой Марфы-посадницы, Федор Борецкий, сюда ссылали многих крупных купцов-новгородцев. Главная опасность для русского княжества к этому времени таилась на востоке, в стороне Казанского ханства. Набеги татар постоянно тревожили границы княжества, совершали набеги, жгли и разоряли города. В 1549 году молодой Иван IV предпринял первую попытку похода на Казань. Поход окончился неудачей, но спустя три года царь снова собрал войска. В Муроме, через который лежал их путь, царь провел неделю, проводя последнюю подготовку войска к походу. Он обошел все святыни Мурома с молитвами и просьбами о помощи. Тогда же Иван Грозный дал обет застроить Муром каменными храмами и монастырями в случае победы. Победа была одержана, и памятниками ей в Муроме стал целый ряд архитектурных шедевров, из которых сохранились Козьмодамианская шатровая церковь и храмы Спасского монастыря. С наступлением мира и продвижением границ Руси далеко на восток в Муроме наступил мирный период, начала бурно развиваться торговля, город расцвел.
XVII век. Смутное время и возрождение Мурома. Политическому кризису в стране и нападению польско-литовских войск предшествовала череда неурожаев, голода и эпидемий. В 1609 году Муром был захвачен отрядом А.Крупки, а в 1615 году – войском пана А.Лисовского. Муромская дружина снова принимала участие в боях, теперь с поляками и литовцами. Только с окончанием Смуты снова поднялась торговля, и начавшие заново богатеть муромские жители уже в которой раз отстраивали и восстанавливали свой город. К 1624 году на торгу было уже шесть рядов: соляной, москательный, мясной, сапожный, рыбный и хлебный, всего в рядах было 145 лавок. Из степей через Муром с Москву везли хлеб, что тоже сильно оживляло торговую жизнь. Муромские купцы активно торговали далеко за пределами своей земли, добирались и до Сибири, и на север, и на Каспий. Некоторые купцы (Богдан Цветной, Черкасовы, Веневитины) разбогатели настолько, что вошли в гостиную сотню – привилегированную купеческую корпорацию, имевшую право на оптовую торговлю. XVII век ознаменовался бурным строительством каменных храмов. Купцы охотно жертвовали средства на постройку церквей, на обустройство монастырей. Однако в основном это были купцы, которые, разбогатев, уезжали из Мурома. В самом городе жизнь шла благополучно, но не процветающе, в особенности во второй половине века. В 1671 году город сильно пострадал от пожара. Часть II. XVIII-XX века. |
|
|